Главная » Статьи » Ландшафтный дизайн » Беседка

Беседка

 

История возникновения садовых беседок устремляется в далекое-далекое прошлое. Про особенности архитектуры древнего мира сейчас приходится лишь догадываться, опираясь на скудные описания и археологические находки.

 

Упоминания о закладке наиболее ранних садов сохранились на территории Египта. В процессе исследования древнеегипетских пирамид археологами были обнаружены подробнейшие планы доисторических садов. На них были нанесены условные обозначения деревьев, цветов, дорожек, бассейнов и беседок. На основании этого можно утверждать, что истоки зарождения традиции располагать сооружения для отдыха посреди укромных уголков сада относятся к IV тысячелетию предыдущей эры.

 

С тех пор беседки влились в ландшафтное искусство всех времен, став неотъемлемым элементом садовой архитектуры. Века наложили на них свой отпечаток. Они видоизменялись, согласовываясь с веяньями эпох, преображались под влиянием архитектурных стилей и народных традиций различных стран. Во все времена беседки были излюбленным местом проведения досуга, уединения, чаепития и др.

 

При создании всех наиболее известных садово-парковых насаждений мира беседкам уделялось особое внимание архитекторов. Их причисляют к важнейшим парковым сооружениям. В большинстве случаев беседкам выделялось место у водоемов, на возвышенностях, а также в укромных уголках.

 

Во всех уголках мира беседки стали воплощением безукоризненного вкуса своих создателей: совершенство пропорций, точность деталей, скрупулезность к мелочам. Крайне важной задачей был выбор их расположения. Архитекторы стремились настолько вписать беседки в образ окружающей природы, чтобы они сливались с ней воедино, становились неотъемлемой частью местного ландшафта.

 

Во французских и английских садах и парках XVIIIв. беседки зачастую выступали в роли объекта эстетического самовыражения хозяина усадьбы, демонстрируя его культурный кругозор, мировоззрение, идеологические и политические взгляды. Садово-парковые архитектурные объекты с такой смысловой нагрузкой объединены под обобщенным названием «каприз» либо «фолли» (folly – каприз, причуда).

 

Капризы стали изюминкой дворцовых и парковых ансамблей тех времен, представляя собой небольшое экстравагантное либо забавное здание. Как правило, они далеко не всегда использовалось по прямому предназначению, на которое указывали их формы, конструкция и внешний вид. Чаще всего здания-капризы возводили в образе римских храмов, символизирующих классические идеалы. Видоизменяясь в последствие, они перевоплощались в архитектурные произведения различных континентов и исторических эпох: китайские беседки, руины готических аббатств, турецкие шатры, египетские пирамиды и др.

 

По общепризнанной версии капризы не имели практической нагрузки и строились исключительно в декоративных целях. Вместе с тем, вполне вероятно, что их функциональный аспект был утерян с течением времени. Так, например, в XVII в. Европу стремительно охватывает культура чаепития. В этот период китайские беседки здесь использовались как чайные павильоны.

 

Зачастую капризы наделялись символическими значениями, иллюстрируя идеологии древнего мира и национальные нравы. Одним из примеров является Храм философии (усадьба Эрменонвиль, Франция). Здесь провел свои последние дни, а затем был захоронен величайший мыслитель Жан-Жак Руссо. Храм нарочно остался незавершенным, символизируя бесконечность и незавершенность человеческого познания.

 

А вот Храм добродетелей (Стоу, Англия) был завершен, а в последствие намерено разрушен. Это стало своеобразной демонстрацией упадка современных нравов.

 

Популярность капризов способствовала тому, что с течением времени у садово-парковой беседки появилось множество разновидностей: ротонда, бельведер, садовый павильон, альтанка, газебо, люстгауз, летняя эстрада, менажерия, лесная хижина, павильон для церемонии чаепития и др. Все эти сооружения отличались не только по внешнему виду, устройству, но и своему функциональному предназначению.

 

К большому сожалению, многие достояния архитектуры старинных усадьб и парков были разрушены и утеряны безвозвратно. О великолепии несохранившихся до наших дней русских садов свидетельствуют архивы документов, описаний, проектов, а также картины, открытки, гравюры и др. Попытки реконструкции либо реставрации старинных парковых беседок позволяют продлить жизнь в современности историческим памяткам архитектуры.

 

К старинным разновидностям беседок, которыми можно полюбоваться в наше время, относятся следующие архитектурные сооружения:
 

- Альтанка (от итальянского «alt» - высокий) – компактная беседка, расположенная над обрывом либо крутым спуском для обозрения окрестностей. В основном их строили из натурального камня или древесины. Одним из примеров служит альтанка в Софиевском парке (г.Умань, Украина). Она сооружена на огромных каменных глыбах, нависающих над небольшой речкой. Сквозь проемы колонн открываются живописнейшие виды на центральную парковую часть.

- Ротонда (от итальянского «rotonda» - круглая) – сооружение с круглым основанием, увенчанное куполом на мощных деревянных либо каменных колоннах. В древние времена такая форма построек носила религиозное назначение (мавзолей, храм). Довольно часто на территории пейзажных парков ротондам отводились возвышенные места. Однако ее можно встретить и на плоских местностях, и в удаленных частях парка.

Цоколь, лестницу, колонны и основание купола, как правило, отделывали белым материалом, а полусферическая кровля выкрашивалась в тон крыш доминантных дворцовых построек. Классический проект ротонды подразумевал 6 колонн.

- Бельведер (от итальянского «belvedere» – прекрасный вид) – разновидность беседки, имеющая правильную геометрическую форму. Несущая конструкция также представлена колоннадой. В большинстве случаев купол отсутствует.

- Менажерия (от французского «ménagerie» – зверинец) – декоративная беседка с вольерами для птиц. Они повсеместно возводились среди парковых насаждений во времена Петра I. Наибольшим шиком считались вольеры с заморскими, диковинными, водоплавающими либо певчими птицами. Петергофская менажерия стала точной копией новомодного версальского архитектурного сооружения.

 

В Софиевском парке архитектор расположил фазанник в ротонде на берегу реки. Наружная ее отделка выполнена из древесной коры, а проемы закрыты металлической сеткой. Проход предусмотрен через небольшую дверь.




В наши дни беседки по-прежнему всеми любимы. Их все чаще можно наблюдать в частных садах по всему миру. Они стали неотъемлемым, и даже первоочередным, сооружением при обустройстве земельных наделов. Они не требуют сравнительно больших затрат, но очень практичны и функциональны на садово-огородных участках.

 

Несмотря на множество сходств с интерьерными решениями жилых сооружений, под крышей беседки мы ощущаем себя «на природе». Она защищает от палящих лучей, внезапных дождей, при этом, не нарушая единения с пространством сада.

Категория: Беседка | Добавил: viola (30.01.2018) | Автор: История садовых беседок
Просмотров: 257 | Теги: беседка, ланшафт, Садовая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0